Не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать...
Нашёл прекрасное, в том числе и ряд перечислений авторов:
=*=
Аркадий Рух:
Программа Роскона обещает участникам животрепещущий диспут за и против литературных проектов с Ореховым и Березиным с одной стороны, и Олдями с другой.
Поскольку на Роскон я скорее всего не попадаю по состоянию здоровья, выступлю-ка я здесь.
Простите мой французский, но тема априори идеальна, так как даёт возможность долго трепаться на абстрактные темы. Корректного ответа такой спор иметь не может, о чём собственно я и хочу сказать.
Итак. Литературный проект - в широком смысле слова - есть ориентация автора на определённый эффект от написанного произведения. Жирная точка. Кто хочет, пусть спорит. Как только автор задумывается над тем, как написать текст, способный продаться большим тиражом; проходящий в ту или иную издательскую серию; нравящийся тёте Глаше с шестого этажа; номинируемый на что угодно; тепло принятый тусовкой, и так далее - автор начинает литературный проект. Он уже не "пишет, как дышет", или по крайней мере, дышет так, чтобы писалось как надо, а не как Господь на душу положит. Издательский проект от авторского отличается тем, что параметры, требуемые для достижения интересующей цели задаёт издатель. А поскольку нормальный издатель - издатель коммерческий, то интересующая его цель прозрачна, как июльская роса.
"Сталкер" и "Этногенез" - издательские проекты. Любая книжная серия от Фант.боевика до Стрелы времени - издательские проекты. С этим всё понятно. Но.
Б. Акунин со всеми своими Фандориными - литературный проект Григория Чхартишвили. "Лолита" - литературный проект Владимира Набокова. Механизм их появления абсолютно идентичен: сели и подумали, что сейчас лучше всего продастся. Результат, правда, разный - но проект проектом от этого быть не перестаёт. Перечилсять можно до бесконечности. Эмиль Ажар как литературный проект Ромена Гари. Эпатаж как литературный проект Лимонова и Сорокина. Из трёх величайших поэтов в истории человечества как минимум двое занимались именно литературными проектами. Не знаю, как там было с Гомером, но Шекспир своими пьесами рубил бабло, как Стаханов уголёк, а Данте делал свои политические гешефты, распределяя недругов по кругам ада.
Нишевые авторы туда же. Эти вообще без своего читателя никуда и никому. А своего, выпестованного читателя лажать низзя, да-с. И слышать, как Дмитрий Громов и Олег Ладыженский, успешно проведшие (и, как я понимаю, закрывшие?) литературный проект Г.Л. Олди, выступают против проектов как таковое, мне где-то неловко. Ну да - если человек способен запустить свой литературный проект, ему чужой издательский не интересен. Это-то как раз понятно. Но разница никак не принципиальная.
Вы будете смеяться, но Агриппина Донцова, до того, как стать флагманом издательского проекта Эксмо "Иронический детектив", ничего подобного в голову не брала, писала как получится - для собственного удовольствия.
Продуктом чистого творчества, не замаранного никакими "проектами" редакции завалены, спросите у любого, кто работает с самотёком. Пишут, как дышат. А дышат как Лёва. А Лёва дышет соответственно. Зато творчество.
Вот когда издатель утомляется объянять азы ремемесла и вылавливать жемчуг в экскрементах, он начинает Проект. Хош писать? Неймётся? Пальчики зачесались? Так изволь чесать их об те буковки, которые воспримешь не только ты сам.
Я к чему всё это? А к тому, что никакого значения не имеют причины,вызвавшие то или иное произведение к жизни. Когда б вы знали, из какого. Читателя эта кухня в принципе волновать не должна, как и сокровенные авторские мотивации. К психоаналитикам, колоннами по четыре, там объясняйтесь.
Имеет значение - РЕЗУЛЬТАТ. А он мало зависит от авторской мотивации. Вдохновение накатило, денег захотелось, или вывести соседа-алкаша в роли галактического монстра приспичило, или кулаками персонажа помахать для компенсации собственной хилости... Или издатель синопсис скинул - трудись, мол.
Главное - результат, потому что именно с результатом встречается читатель и судит - айс или не айс.
=*=
Неизвестный:
Проекты, говорите, сиквелы? Что ж, к упоминавшимся в дискуссии Рабле, Джерому, Лагерлёф, добавим Диккенса с его "Посмертными записками Пиквикского клуба...", начинавшимися как новеллизация серии юмористических рисунков в иллюстрированном журнале. Заметьте, всё это первоклассные писатели и всемирно известные произведения. Добавим сюда международную и межвременную франшизу переводов басен Эзопа, в которой подвизались и Лафонтен, и Крылов, и Л.Н. Толстой. Давайте вспомним сказку "Приключения Буратино" А.Н. Толстого, небезупречную ещё и с точки зрения плагиата. До кучи, раз уж пропоненты говорили о симфониях, вспомним об операх, написание либретто которых есть работа литературная. Так вот, и Гендель, и Верди, и Моцарт творили на заказ и к сроку.
Давайте вспомним питомцев Кэмпбелла и Гернсбека, создавших классику американской и мировой фантастики, но вынужденных в своём творчестве придерживаться строгих правил, продиктованных издателем. Вспомним всемирно известные "Марсианские хроники" Р. Брэдбери, свёрстанные в последний момент в роман в рассказах для удобства издателя (и такой же по способу изготовления, но менее известный "Человек в картинках"). Или совместный проект того же Брэдбери с художником Аддамсом, из которого выросли знаменитые "Семейка Аддамсов" и цикл рассказов об Эллиотах.
По-моему, грань между творчеством и халтурой, подёнщиной, проходит не по внешним или внутренним условиям творчества, а по внешней или внутренней мотивации. Если "проект" соответствует движениям души писателя, то он не помеха появлению талантливого произведения, а порой даже подспорье. А вот если мотивация целиком внешняя, если участнику нечего принести в проект, кроме лошадиных сил и желания получить прибыль, тогда результат будет плачевный.
Ситуация похожа на таковую с научными грантами. Государство или спонсор выделяет темы для творчества, "проекты". А учёный выбирает среди проектов такой, который бы отвечал его собственным научным интересам, и несёт туда свои наработки. Но если государство произвольно собирает некоторый коллектив сколь угодно талантливых исследователей и ставит перед ним некоторую абстрактную задачу, не вытекающую из логики и истории развития науки, чаще всего, проект заканчивается ничем. Эта ситуация отчасти описана в романе Лема "Глас Господа".
=*=
Из темы
http://oldi.rusfforum.org/index.php?action=vthread&forum=3&topic=1216